Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных чувств и переживаний. Другая особенность родительского отношения — неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители приписывают им или обвиняют их в том, что практически присуще самим родителям, т.е. родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют то, в чем сами не являются примером.
Отличительной чертой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родитель только говорит, не подкрепляя слова живым примером. Часто родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и могут быть достаточно легко устранены.
Основные параметры неправильного воспитания
1. Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают ребенка упрямым, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства. Или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может и т.д.
2. Неприятие детей. Под этим подразумевается, с одной стороны, нежелание иметь ребенка вообще или преждевременность его появления, а также несоответствие его пола ожидаемому родителями. С другой стороны, это неприятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера. Неприятие в большей степени отражается на состоянии детей в первые годы жизни, когда требуется максимум эмоционально-теплого отношения к ним матери.
3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Этот фактор может вызвать нервно-психическое перенапряжение у детей.
4. Негибкость родителей в отношении с детьми характеризуется:
- недостаточным учетом ситуации, момента;
- несвоевременным откликом;
- фиксацией проблем, застреванием на них;
- запрограммированностью требований;
- отсутствием альтернатив в решениях;
- навязыванием мнений.
У «негибких» родителей обычно слабо развито воображение, они излишне принципиальны.
5.Неравномерность отношения родителей — недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот.
6.Непоследовательность в обращении с детьми — существенный фактор невротизации. Непоследовательность проявляется в меняющихся и противоречивых требованиях родителей: бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого дела до конца, непредсказуемая смена настроения, несоответствие между требованием и контролем, переходы от одной крайности к другой. Все это приводит ребенка сначала к возбуждению, затем к утомлению.
7.Несогласованность отношений между родителями — конфликт.
8.Аффективность — избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха.
9.Тревожность:
- беспокойство и паника по любому поводу;
- стремление чрезмерно опекать ребенка;
- не отпускать ребенка от себя;
- предохранение от воображаемых опасностей;
- стремление делать все для ребенка заранее;
- навязчивая потребность постоянно давать советы, предостерегать.
10.Доминантность:
- безоговорочное подчинение своей точке зрения;
- категоричность суждений, приказной тон;
- стремление подчинить ребенка;
- навязывание мнений и готовых решений;
- строгая дисциплина и ограничение самостоятельности;
- физическое наказание;
- постоянный контроль за действиями ребенка.
11.Гиперсоциальность — особенность воспитания, когда оно имеет
слишком правильный без учета индивидуальности ребенка характер:
слишком правильный без учета индивидуальности ребенка характер:
- повышенная принципиальность;
- чрезмерная требовательность;
- навязывание детям большого числа правил;
- бесконечное число порицаний и замечаний;
- нетерпимость к слабостям и недостаткам;
- отношение к детям как к взрослым.
12. Недоверие к возможностям детей:
- настороженность и подозрительность в отношении перемен;
- недоверчивость к мнению ребенка;
- неверие в его самостоятельность;
- перепроверка его действий;
- предостережения и угрозы.
13. Недостаточная отзывчивость — несвоевременный отклик на
просьбы детей, их потребности, настроение.
просьбы детей, их потребности, настроение.
Неврозы у детей не возникают, если родители:
- справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые отношения в семье;
- любят детей и добры к ним;
- отзывчивы к их нуждам и запросам;
- просты и непосредственны в общении;
- позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения;
- действуют согласованно в вопросах воспитания. Что читать маленьким трусишкам?
Всем известно о том огромном влиянии, которое оказывает на человеческую душу художественная литература. Как и у любого явления, у этого есть две стороны: литературное произведение может облагородить и просветлить человека, а может ввергнуть его в бездну ужаса и безысходности. Поэтому, выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз перелистать их, чтобы освежить в памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатлительного, робкого ребенка. Ему не стоит рано читать страшные сказки типа «Синей Бороды» и «Карлика Носа» или грустные вроде «Русалочки», «Стойкого оловянного солдатика» и «Девочки со спичками» Г.Х. Андерсена. Народные сказки должны быть литературно обработанными, поскольку в оригинале они содержат много жестокости. Еще более осторожно следует подходить к легендам и мифам. В дошкольном возрасте лучше читать побольше веселых произведений, таких как «Буратино», «Чиполлино», «Винни-Пух и все-все-все», «Малыш и Карлсон», книги Н. Волкова, В. Драгунского, Э. Успенского, Н. Носова, С.Я. Маршака, «Старик Хоттабыч» Л. Лагина, «Баранкин, будь человеком!» В. Медведева и др. Эти книги не только развлекают, но и многому учат.
Дети дошкольного возраста любят рассказы про животных. Не взрослым следует избегать некоторых глав повестей и рассказов. Как, например, подействует данный эпизод из повести В. Бианки про злоключения мышонка Пика:
«Ветви этого куста были усажены длинными острыми колючками. На колючках, как на пиках, торчали мертвые, наполовину съеденные птенчики, ящерки, лягушата, жуки и кузнечики. Тут была воздушная кладовая разбойника». Или вот такой эпизод: «Пик посмотрел, на чем он лежит, и сейчас же вскочил. Лежал он, оказывается, на мертвых мышатах. Мышей было несколько, и все они закоченели: видно, лежали здесь давно».
Важно учитывать, что многие дети начинают примерять на себя образы героев любимых книг и, увидев непроходимую пропасть, могут отреагировать болезненно.
Если ребенок от природы робок и боязлив, не стремитесь сделать из него «супермена». У каждого человека есть свой круг возможностей.
Есть разные дети. Дремать на плече
У ласковой мамы им сладко и днем.
Их слабые ручки не рвутся к свече, —
Они не играют с огнем.
Есть дети, как искры: им пламя сродни.
Напрасно их учат: «Ведь жжется, не тронь!»
Они своенравны (ведь искры они!)
И смело хватают огонь.
Есть странные дети: в них дерзость и страх.
Крестом потихоньку себя осеня,
Подходят, не смеют, бледнеют в слезах
И плача бегут от огня.
(Марина Цветаева)
Надо правильно определить, что человеку органически присуще, а что нет. Практически любой недостаток человека можно повысить до уровня достоинства. Трусишкой быть, конечно, плохо, но если, преодолев болезненные страхи, ребенок станет просто осторожным и осмотрительным, вреда от этого никому не будет.
Не требуйте от Зайчишки-Трусишки, чтобы он стал Волком, но постарайтесь, чтобы он постепенно превратился в здорового, уверенного в себе, красивого Зайца и не паниковал при мысли о волках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий